Статья 1214

Название статьи

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ                

Авторы

Макарова Мария Юрьевна, аспирант, Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
(Россия, Владимирская область, г. Муром, ул. Орловская, 23), marisabel.science@gmail.com 

Индекс УДК

004.021 

Аннотация

Актуальность и цели. В последнее время вопросы профориентации приобретают особую актуальность, поскольку устремления большей части общества не соответствуют требованиям рынка труда: появляется множество специалистов с «модными» профессиями, а имеющиеся вакансии остаются невостребованными. Рассматриваемая в статье информационная система направлена на
решение этих проблем за счет реализации дистанционного предоставления следующих возможностей: получение информации о востребованных профессиях с описанием и требуемым образованием, включая разновидности и схожие виды деятельности, определение интересов и склонностей пользователей и формирование в соответствии с ними рекомендаций по выбору будущей профессии. Цель данной работы – разработка алгоритмов управления процессами профориентации для информационной системы, которая обеспечивает профориентационное просвещение, диагностику и консультирование.
Материалы и методы. Под управлением профориентационными процессами понимается реализация процедур оказания помощи пользователям при выборе профессии, предоставляя при этом наиболее подходящие для их освоения направления обучения и объединяя схожие виды профессиональной деятельности. Этот подход реализован с помощью метода латентно-семантического анализа, который, используя сингулярное разложение частотной матрицы встречаемости слов и значение косинусной меры сходства, позволяет устанавливать соответствия между описаниями профессий и компетенциями, описанными в государственных образовательных стандартах.
Результаты. Рассмотрен алгоритм расчета коэффициента соответствия для профессий, в основе которого лежит метод латентно-семантического анализа. Разработан алгоритм добавления новых профессий, уникальный тем, что в процессе добавления записи на основе указанного описания предоставляются схожие профессии, имеющие наибольшие значения коэффициента соответствия. Предложен алгоритм формирования рекомендаций по выбору будущей профессии в соответствии с данными профориентационной диагностики пользователя. Представлены результаты программной реализации описанных методов и алгоритмов, которые демонстрируют корректность и правильность информационной системы.
Выводы. Разработанные алгоритмы позволяют повысить эффективность осуществления процессов профориентации за счет предоставления свободного доступа к современному миру профессий с указанием требований к должности, квалификации и предоставлением схожих видов деятельности. Использование рассмотренной информационной системы школьниками при выборе учебного заведения или соискателями при поиске места работы поможет устранить существующие противоречия между интересами и склонностями общества и актуальными требованиями рынка труда. 

Ключевые слова

метод латентно-семантического анализа, алгоритмы управления профориентационными процессами, информационная система управления профориентацией. 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Макарова, М. Ю. Проектирование информационной системы поддержки профориентационных процессов различных уровней / М. Ю. Макарова // Наука и образование. – 2012. – 9 сент. – URL: http://technomag.edu.ru/doc/452460.html
2. Landauer, T. K. Introduction to Latent Semantic Analysis / T. K. Landauer, P. W. Foltz, D. Laham // Discourse Processes. – 1998. – URL: http://lsa.colorado.edu/papers/dp1.LSAintro.pdf
3. Макарова, М. Ю. Применение латентно-семантического анализа для автоматизации процесса профориентации / М. Ю. Макарова // Системный анализ в науке и образовании. – 2012. – № 3. – URL: http://www.sanse.ru/archive/25.
4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146850;dst=0; ts=D1D14DEE146A26A19EB5B10503915C7C; rnd=0.48932670685462654
5. The Porter Stemming Algorithm. – URL: http://tartarus.org/~martin/PorterStemmer
6. Макарова, М. Ю. Принципы функционирования информационных систем поддержки профориентации / М. Ю. Макарова // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – № 2. – URL: http://amisod.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=131:amisod-2012-2-20-makarova&catid=20:amisod-2012-2-20. 

 

Дата создания: 13.08.2014 14:57
Дата обновления: 03.12.2014 09:25